«Как бы» и «нечто вроде».docx

«Как бы» и «нечто вроде»

1  Похоже, что «как бы» и «нечто вроде»  две игровые модальности, применяемые в кантовских «игровых пространствах» (SpielRaum).

Характерно, однако, что у самого Канта ни слова не сказано об «игровых временах» (SpielZeit). Зато известно, что феномены праздника и карнавала именно таковы!

2  А сколь древним был феномен секуляризации, хорошо видно на описанной В.Н.Топоровым трансформации ритуального состязания — в спортивное.

Сохраняя столь длительный исторический масштаб рассмотрения, трудно не заметить исторически  более близкие нам прецеденты секуляризации: к примеру, трансформацию храмовой литургии в концертно-театральную оперу. А уже на нашем веку обратную трансформацию рок-концерта в коллективное ритуальное радение, сврего рода jet set[1]!

3  Если «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина, — в функционально-жанровом отношении, — нечто вроде «куртуазного романа», то «Бетман Аполло» вполне тянет на «роман воспитания», «педагогическую поэму» Макаренко или лучше сказать «философско-педагогический роман». Разумеется в средовых условиях глобализирующегося сетевого и цифрового «мира миров».
        Применительно к последнему речь о секуляризации должна идти уже не в виде наблюдения за одном каком-то процессе трансформации, а о пакетах разнородных процессов, с различными, порой не сопоставимыми эффектами секуляризации.

Заметим сразу, что эффекты эти сингулярны и весьма нуминозны, а представители такого рода секулярных практик – амбициозны и … «нейтриноподобны»[2].

4  Если вы припомните писательский путь Г. Гессе, то заметите схожую, — в выше названном функционально-жанровом отношении — «творческую эволюцию»: от выспренного доклада «Фауст и Заратустра», сделанного в бременской местной группе Германского союза монистов 1 мая 1909 г., — через роман «Степной волк» — к «Игре в бисер».

Стоило ли после этого А. Сакурову снимать своего «Фауста»? А вот написать «Бетман Аполло» стоило … и даже очень!

5  Отложим до следующего раз разговор о героике вампиризма и действующих в романе вампирах и вампирессах.

Ну во-первых потому, что «Подсознание современного человека прожжено стандартными кинематографическими реминисценциями и отпечатками одних и тех же скрин-сейверов». А работать с ними аналитически хотя и скучно, но удобно…». И такая работа была проделана авторами книги «Сумерки и философия. Вампиры, вегетарианство и бессмертная любовь», вышедшей в книжной серии «Философия поп-культуры» в 2009 г[3].

А во вторых потому еще, что «Бетман Аполло» роман — рефлексивно-психопрактический, буквально нашпигованный различными психопрактиками. Это своего рода литературный мастер-класс, виртуальный университет. В этом отношении я могу сравнить его только с романами Херберта Фрэнка, прежде всего с его «Дюной», по которому также был снят одноименный фильм Дэвида Линча… о чем Славой Жижек писал  книжицу «Искусство смешного возвышенного и так дале, и так далее.

Так что самое время перестать сучить эту нить, то бишь тантру!


[1]         Jet set, как во фразе: she moves from village life to international jet set; или во фразеологизмах: the smart set, the fashionable, the A-list, the wealthy, the beautiful people, the crème de la crème, the beau monde, the haut monde; high society, society, polite society, the elite, the privileged classes; informal the top drawer.

[2]  На портале Membrana мне как-то попалась фраза: «Человек произошел не от обезьяны, а от нейтрино». Ну вот она квинтэссенция трансгуманизма, подумалось мне в тот момент! Тоже в своем роде мем, но только не стебно-омерзвляющий и не и не глумливо-гламурный.

[3] См. русский перевод: М.: «Юнайтед Пресс», 2010 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Обсуждение закрыто.