Значение Дарвина для философии

Фрагмент  статьи:  Н. А. Васильев. Значение Дарвина для философии к 100-летию со дня рождения. // В.А.Баженов. Н.А.Васильев и его воображаемая логика. Воскрешение одной забытой идеи.- Москва, «Канон», 2009. Статья вышла в свет эта статья в 1909 г.

(с.222) Старая логика ведет свое начало от Платона и Аристотеля. В ее основе лежит убеждение, что действительность есть воплотившиеся, выкристаллизовавшиеся идеи, или понятия, или формы, вечные, вневременные, неизменные, раздельные, непреходящие одна в другую. Отсюда главная цель логики — классификация, включение частных понятий в общие, перечисление частных понятий, заключающихся в общем. Такая классификация, такая система понятий, начинающаяся самым общим понятием и кончающаяся самыми частными, представлялась неизменной, вечной, а самые понятия — раздельными и прерывными. Нет перехода между понятием стола и стула, нет перехода между понятием овцы и коровы, человека и обезьяны. И это убеждение в неизменности понятий и в их прерывистости и основывалось, главным образом, хотя может быть и бессознательно, на твердом убеждении в неизменности животных и растительных видов. Ведь несомненно, что самым лучшим примером логической классификации всегда была классификация биологическая и ботаническая. Вот эту вфу в незыблемость понятий и в отсутствие переходов, в прерывистость понятий, и пошатнула теория Дарвина. Вместо Линнеевской классификациинеизменных животных и растительных видов, основанной на их различии, она предлагает намродословную видов, основанную на их общем происхождении, на их физическом родстве между собой. Там, где были различия, оняидит родственников. Прежнее понятие, как и прежняя концепция видов, не допускали переходов, были разделены; теория Дарвина вместо этого видит ряд непрерывных постепенно накопляющихся изменений, ведущих от одного вида к другому, от одного понятия к другому. Прерывистость понятия заменяется их непрерывностью.
Понятия Аристотеля и старой логики были вечны, как вечны были понятия животных видов. Дарвин же устанавливает эволюцию животных видов, а следовательно, и эволюцию понятий. Понятие человека, как и животный вид человека, не вечно: оно (с.223) образовалось и из другого вида и потому имеет только временное значение.
Старая логика строго отличала видовое отпичие и случайные признаки. Так, для человека разумность будет видовым отличием  —  тем, что отличает его от других живых существ, а белый или черный цвет волос будет только случайным признаком. Дарвиновская теория стирает это различие, и видовые отличия, напр. разумность, образовались в процессе эволюции случайных изменений, случайных признаков.
Такова та революция, которую, по мнению Зигварта,  Дарвин произвел в логике. Сейчас еще невозможно определить, как ответит логика на эту революцию, подавит ли она ее или нет; одно ясно: что ей придется произвести коренные реформы в своей области. Из революционного периода логика должна выйти обновленной.
Таково в кратком очерке значение Дарвина в философии. Я был бы рад, если бы из него ясно стало, что Дарвин имеет право называться не только «Ньютоном былинки» — Ньютоном живого вещества, — но и великим философом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий