О жизни, проживаемой внутри нас самих.Эпизод второй: ритм и интонация
Автор: Генисаретский О.И.
Источник публикации: Материалы к докладу на Психологическом семинаре под рук. А.Пузырея. Психологическйи факультет МГУ: окт. 2006 г.
- Методологическая ситуация, или как сохранить сообщительность?
- Вопрос: как достичь сообщительности, совмещающей проблемно-тематическую навигацию (трансового типа), с одной стороны, и когнитивную, дискурсивно-аналитическую внятность мысли, с другой?
- Ответ:
- * отслеживая события осаждения навигационного транса в концептуально-дискурсивном поле мысли (фиксируя концептуальные и дискурсивные прибавочные элементы);
- * практикуя проактинвную культурно-ценностную риторику.
- I. Разнообразие исходов текущего сведующего поведения
- Отправная точка моего выступления – весьма абстрактная, т. е. отвлеченная, типологическая схема починов и исходов текущего проживаемого ведения/поведения.
- Обращение к этой схеме позволит мне осуществить первое полагающее осаждение и тем самым, введя в поле нашей сообщительности несколько концептов, по возможности осторожно подойти к теме «жизни, проживаемой внутри нас самих» и проблеме «как надлежит ее с достоинством проживать».
- 1.1. Разнообразие исходов
- Исход 1
- Цель достигнута и желание удовлетворено. Предмет желания теряет значимость и больше не представляется сознанием. Событие поведения (действие) окончено, хотя в другом последующем событии желание вновь может возникнуть и то же самое действие повторится.
- Так поведение завершается состоянием удовлетворенности.
- Таково повторяющееся простое действие, прерываемое паузами.
- Исход 2
- Цель достигнута, а желание не удовлетворено. Сознанию представляется новый (или тот же самый) предмет с тем же значением.
- Если между первой исходной и второй повторяющейся ситуациями имеет место пауза, налицо мотивационное давление (состояние томления, блуждающего внимания).
- При этом в сознании может возникнуть компенсационное представление, которое само станет источником удовлетворения, а завершающим состояние станет мечтательность.
- Исход 3
- Цель не достигнута, а желание погасает или подавляется.
- В отличии от «хорошо структурированной» деятельности, где отрицательный результат – повод для новой пробы, незаконченное поведение завершается состоянием подавленности, провоцируя невротические эффекты, включая склонность к агрессии.
- Исход 4
- Ни цель не достигнута, ни желание не удовлетворено. Если память о такой ситуации налицо, она завершается переживанием растерянности, замешательства.
- В виду нерефлектируемости текущего сведующего поведения и реализующихся в нем простых действий непосредственно переживаемые в них исходы – удовлетворенности, томления, подавленности и замешательства – не становятся сознаваемыми целями и мотивами последующих действий, но могут транслироваться в неопределенное будущее.
- В некотором смысле тут можно говорить о памяти как темпорально-аффективно-катектической рефлексии текущего сведующего поведения.
- Табл. 1
-
Катексис:типика исходов Исполнение желаний Достижение целей да нет да Удовлетворенность(1) Томление(чувственное созерцание)(2) нет Подавленность(+ аффективные импульсы)(3) Замешательство(+ находчивость, и трезвение) (4)
- Как видим, катексис – интегративная функция предметного сознавания достигаемых целей текущего поведения (его целесообразности) и чувственно-сознаваемой оценки удовлетворенности желаний.
- Различая способность желания и способность удовлетворения, можно в последней видеть первичное проявление человеческого самосознавания, психическую материю которого составляют ценностно-значимые события/состояния удовлетворенности, до-вольности[1].
- Помимо положительно значимого состояния удовлетворения (1), в нашей схеме налицо «значимые неудовлетворенности» (2, 3 и 4). Однако их нельзя считать отрицательными результатами сведующего поведения, ибо таковы они только с точки зрения неопределенности своего предметного значения. Чувственно же томление, замешательство и даже подавленность – аффективно определенные психические явления. И в этом смысле – вполне положительны (и ценностно-полагаемы).
- Так что исходная катектическая интуиция (очевидность способности удовлетворения) – это полнота репертуара состояний удовлетворенности, имеющая более сложную меру, чем та, что дана сознанию, ориентированному исключительно на предметно-целевую значимость поведения.
- В сведующем поведении чувственно-созерцательно оценивается мера катектического насыщения проживаемых и переживаемых событий/состояний, ценностная полнота жизни и завершенность ее.
- Поэтому одно и то же разнообразие исходов текущего сведующего поведения может быть пережито как на фоне ненасытной неудволетворенности (катектического голода) , так и на фоне избыточного перенасыщения (катектического обжорства).
- Точкой отсчета тут, по-видимому, служит скрытый замысел о человеке, воплощенный в нашем человеческом самообразе.
- 1.2. Разнообразие починов
- Как возникает исходное желание, вместе с представленной в нем целью?
- Либо оно происходит внутренне и самопроизвольно, либо извне – через самим человеком дознанное знание, через полученное сообщение или же вместе представившемся взору предметом.
- Самопроизвольные желания (в традиции именуемые помыслами) могут быть подлинно существенными, если они воспроизводят ставший этос человека. Тогда как правило они оканчиваются простым и непосредственным удовлетворением.
- — Это намекает на самодостаточность умеренного удовлетворения желаний. Здесь и обладание потребностями, и переживание удовлетворений, постоянно чередуясь, воспроизводят человеческий этос. Тогда существование естественно, переживание непосредственно. Человек доволен своей судьбой, обладает собой посредством примирения с жизнью. Бежит мечтательности, старается изжить следы подавленности.
- — Или же они овладевают им в редкие минуты, но вспоминаются отвлеченно, как печалование о конечности своей судьбы, о невесть откуда взявшихся пределах, о том, что не состоялось, хотя, как кажется, могло бы состояться. Но такая печаль лишь оттеняет радование ее, судьбы, дарами[2].
- — Или же происходит обособление особых ситуаций, где эти желания переживаются как замещенные (в образных грезах искусства, например).
- — Или же ситуационно удовлетворяются на обочине основного жизненного пути, что чревато разочарованиями в своей судьбе[3].
- 1.3. Остатки
- Если применительно к разнообразию исходов мы говорили о памяти как форме темпорально-аффективно-катектической рефлексии сведующего поведения, то применительно к разнообразию починов следует сказать обожиданиях как форме той же самой рефлексии.
- Тогда про сознавание – и даваемую им осведомленность — можно сказать либо то, что оно лежит между ожиданиям памятью, либо, что оно включает их. Сознавание, обычно созначаемое с состоянием «здесь-и-теперь», колеблется между двумя указанными возможностями, то ограничиваясь фигурой «тут-вдруг», то расширяясь до «там-и-тогда».
- А остатке у нас — темпоральная, аффективно-катектическая реальность сведующего поведения.
- II. Ритм и интонация
- 1. Ритм и интонация, — а вовсе не целе- и смыслосообразность, и не предметная или ценностная значимость, – вот в чем перво-наперво проявляется самоподобие, а тем самым и преемственность, аффективно-катектических потоков переживания.
- Говоря об интонациях, я ранее, следуя М. М. Бахтину[4], имел в виду эмоцинально-ценностные интонации образующие сердцевину личностно-ценностного опыта человека. Благодаря этому ходу мысли подтверждается внутренняя цельность (integrity)человека как личности, имеющей неповторимый духовный облик и стиль жизни.
- Однако теперь мы знаем, что аффективно-катектический пласт переживания залегает глубже эмоционально-ценностного, который, в свою очередь, можно считать результатом специфической эмоционально-сензитивной рефлексии.
- Воспользовавшись различением Ф. Шиллера, можно сказать, что аффективно-катектический пласт «наивен», тогда как эмоционально-ценностный «сентиментален».
- Но мы также знаем, что аффективно-катектический пласт составляет лишь часть полного потока сведующего поведения и сознавательно артикулирующих его переживаний. По отношению к пласту целе- и смыслосообразности ее можно стоит рассматривать как своего рода мерцающий фон, сопутствующую аранжировку смысловой и целевой организации деятельности.
- Если же рассматривать сведующее поведение исключительно в в аффективно-катектическом слое его, следует принять во внимание его ритмические и интонационно-интециональные характеристиках[5].
- 2. Если теперь представить себе:
- — что интонирование созначно с интенциональностью (направленностью) и с интенсивностью (высотностью звука, энергийностью тонуса, масштабностью пространственного фона),
- — и полифоническое, параллельное течение нескольких потоков переживания, влияющих друг на друга,
- то перед нами раскроется психопрактический горизонт синергии, её проторефлексивный схематизм [6].
- Тогда состояние «здесь-и-теперь» должно быть понято уже не как статическое, а как динамическое, текущее состояние[7].
- Внутри аффективно-катектического потока сведующего поведения определенность такого состояния тройственна, в зависимости от того, относим ли мы сознаваемые состояния:
- — к начальным значениям потока, относящимся к прошлому и предопределяющим иные будущие состояния (к области определения состояния);
- — к граничным, обуславливающим его условиям (к области обуславливания состояния);
- — или к его конечным значениям, зависящим от прошлых состояний и завершающим процесс (к области предназначениясостояния).
- Определенно сознавая только текущее состояние, мы оставляем в неопределенности как те состояния, что были до него – в неопределенном прошлом; так и те, что станут для него – в неопределенном будущем. Тоже следует сказать и об обуславливающих граничных условиях.
- Эта неопределенная определенность текущего состояния, коренящаяся в аффективно-катектической протоплазме его, вовсе не обязательно является нам как катастрофический хаос. Напротив, она же – в модальном отношении — условием возможности личностного становления, развития, именуемого в гуманитарной психологии личностным ростом.
- Впрочем, в энергийном отношении события, замечиваемые в потоках сведующего поведения, интересны не сами по себе, а как свидетельства о высвобождении или связывании энергии, её приобретения или потери, возрастании или убывании. Здесь развитие событий означивают энергийные тренды, «силовые линии» возможного развития событий.
- В ценностном же отношении развитие событий предстают перед нами как процессы переоценки ценностных значимостей, созначных с текущим состояниям и варьирующих уровень их собственной энергийности/синергийности).
- Видимо именно так в аффективно-катектических потоках возникают новые аттракторы (точки привлекательности), придающие этому потоку новую, а иногда странную, как выражаются синергетики, направленность и возможность новых ценностных отнесений.
- Теперь мы вновь возвращаемся к возможности ценностно-личностного сознавания, оставленного нами, когда мы начинаем погружение в аффективно-катектический пласт сведующего поведения.
- Экзистенциально озабоченным умам за этой возможностью непременно грезится свобода. Но раз уже мы вступаем на почву культурно-ценностного сознавания, стоит вспомнить, что для праотца аксиологии и первооткрывателя «переоценки ценностей» Ф.Ницше значимыми были высшие ценности «Истины, Справедливости и Любви», а не свободы самой по себе, хотя он и говаривал иногда: «мы, свободные люди…».
- По сути дела тут мы впервые сталкиваемся с реальностью культурно-ценностной риторики – как особого жанра сведующей мысли, накрепко вписанного в традиции и институты европейской культуры, жанром, прошедшим обстоятельную когнитивную и дискурсивную обработку.
- По большей части именно благодаря присутствию в культуре и мысли жанра культурно-ценностной риторики мы с вами – в своей наличной причастности к ним – имеем возможность осуществлять акты ценностного сознавания, думать и говорить о самоценностях, ценностях и даже о производных от них полезностях. Имеем экзистенциально-прагматическую озабоченность, способны наделять экзистенциально-прагматической значимостью все состояния присутствия, участия и обитания.
- 3. Если бы мы и далее следовали своей трансовой проблемно-тематической навигации, тут бы самое время вернуться в слой целесообразности, смыслосообразности и предмной сообразности сведующего поведения.
- Однако, поспешность подобного желания проскакивает мимо одного очень важного обстоятельства – мимо качественности доступной нам причастности к культуре, мимо доступной нам свободы произвольно менять одни когнитивно-дискурсивные регистры мысли – на другие.
- На самом ли деле так легко переходить от одного пласта сведующего поведения к другому, даже если мы и знаем уже о их наличии?
- Отнюдь не так обстоит дело, ибо тут в него ступают наши психопрактические компетенции, кои мы самонадеянно склонны преувеличивать.
- III. Добавление. Промежуточная ситуация
- Чтобы повернуться умом к этой нашей немощи, нам еще раз придется сменить жанр своего вдумывания:
- — В первом романе А.М.Пятигорского «Философия одного переулка» есть несколько философских вставок, с уместной в романе ясностью трактующих о ситуациях, в которых человек оказывается как бы подвешенным между погруженность в душевную хлябь повседневья и сознанием, горделиво наделенным «объективностью». В очередной раз наткнувшись на выписки о сем зыбком предмете, решил я прекратить эти случайные встречи, придав им печатное узаконение.
- Промежуточная ситуация, — друг ты мой, читатель, — «это то, что находится между твоим субъективным восприятием себя и жизни, и объективностью сознания». В нее нельзя поместить себя, « но можно в ней оказаться… (и) те, кто в нее попадают, не меняются. И сам ты, и то, что тебя окружает, остается тем же самым не для себя, но для тебя. Для тебя же самого ты сам, другие люди, вещи и места обретают особый смысл. Особый, но не другой. Можно даже сказать, что они для тебя обретают свой (то есть их) собственный смысл, которого в другом месте — вне промежуточной ситуации — они не имели. … Может быть, вне этой ситуации они вообще не могут иметь никакого реального смысла для тебя. … само понятие «промежуточная ситуация» имеет смысл только для одного, данного, то есть присутствующего здесь и сейчас, человека».
- — Засквозило? Тогда продолжаю:
- Моя промежуточная ситуация «не вынуждает меня ни к кому выбору и, строго говоря, не имеет никаких последствий для моей жизни. Но все мое прошлое, оказываясь осмысленным, уходит в смысл вместе с его, прошлого, трагедией и непоправимостью; туда же «проваливается» важность происходящего и неотвратимого будущего».
- Тут Александр Моисеевич замечает, что промежуточная ситуация не является ни феноменом (явью), ни фактом (данностью) и именно поэтому, скажу я вам, — то есть будучи сознаваемым смыслом, — она и может быть реально пережита.
- — Продолжать?
- «Переживший её человек точно знает, что он уже не сможет вернуться к прошлому, ибо для него прошлого не существует. Но это переживание не приблизит его к «жизни новой», ибо она будет всегда «отодвигаться» в неохватываемое сознанием будущее. Словом … ситуация называется промежуточной потому, что она оставляет пережившего её вбесконечном промежутке между исчезнувшим, то есть превратившимся в смысл, прошлым и будущим, которое из «ожидаемого» или «обозримого» превратилось в символ еще не совершившегося сознания. Поэтому такой человек не отмечает этапы к достижению цели, а наблюдает точки сознательного прохождения… Его слова и дела не послужат никакому делу». И напротив, «люди цели не могут реально воспользоваться свободно проходящим».
- — Если тебя, друг ситный, сказанное мэтром уже достало, не уподобляйся человеку цели, ты им уже никогда не станешь:
- Ибо свободно проходящий «просто не существует как отличный от других. Существует только это неотмеченное состояние сознания, которое хотя и вводит его в промежуточную ситуацию, но никак его этим «введением» не обозначает».
- А значит, «промежуточная ситуация может быть понята, или пережита, не более чем одним человеком в каждый данный момент. И в этом смысле она действительно предельно индивидуально».
- — Тут я бы приосанился:
- Припомнив, что у А.М.Пятигорского понятие личности (и сама персонология) вытекают из объективности, а не из психологичности (то есть субъективности) сознания, нам проще будет согласиться и с тем, что «сам случай включения человека в промежуточную ситуацию — объективен», и с тем, в конце концов, что «в промежуточной ситуации мы имеем дело с единичным случаем одной и той же объективности сознания».
- — Внимание, однако:
- И хотя такой случай случается только с тем, «кто может его пережить», это не значит, что он это сделает. «Нет борьбы сознания с жизнью. Сознание ни с чем не борется. Но наблюдающий промежуточную ситуацию в другом … видит борьбу другого со своей (другого) жизнью» ( с.с. 102 — 105).
- — После сказанного остается еще раз процитировать бывшего и. о. буддолога: «любое мышление против себя — трудно»!
- — Или тот, другой, как водится, перепроме(ж)утил?
-
- [1] Об одном из таких состояний А.С.Пушкин пожелательно произнес знаменитое экзистенциально-поэтическое суждение: «На свете счастья нет,/ но есть покой и воля»..
- [2] Для воцерквлённого человека печалование превращается в переживание событий смертной памяти.
- [3] Продолжая осаждать смысловые определенности, потенцированные в предложенной схеме, далее стоило бы говорить о посвящении и совращении, что мы отложим до следующих встреч, коли таковые состоятся.
- [4] См.: Польщикова Л. Д. Интонация как проблема поэтики. – М.: Автореф..- дисс. на соискание ученой степени канд. филолог. наук 2002: http://www.ruthenia.ru/document/532813.html].
- [5] Последующее вторичное возвращение к дискретной и отчетливо рефлексивно-когнитивной смысло-целевой организации будет основано на соотнесении целей и смыслов с «началом (S) процесса», «его текущим состоянием (M)» и «концом действия (F)», а выражаясь в терминах способностей — с «памятью», «текущим сознаванием» и «ожиданием». Иначе говоря, с применением к непрестанно текущему потоку (континуальному) переживаний схематизма «память (S) > сознавание (M) > ожидание (F)».
- [6] Не в этом состоит психопрактический смысл метафор «архитектура – застывшая музыка», «сценическая Пространственность сознания», «место красит человека или человек место»? Раскрывая подобные метафоры, можно будет наново сформулировать концепт сознавания как такового, и – что для нас особо важно – сознавания собственной цельности/расколотости, stasis΄а / poltmos΄а.
- [7] Остается открытым вопрос: является ли последовательность состояний«гладкой или ломаной, текучей или скачкообразной?
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.