Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Региональные проблемы жилой среды. М.: ВНИИТЭ. 1998.
Автор: Генисаретский О.И.
Источник публикации: Региональные проблемы жилой среды. М.: ВНИИТЭ. 1998.
-
Проблематика регионального дизайна и появление самого этого понятия — явление для отечественной художественно-проектной практики сравнительно новое. Еще совсем недавно нужды территориально локализованного населения, социально-экономические и культурно-экологические особенности его образа жизни не входили в круг дизайнерских проблем. Основу проблематики дизайна составляли проекты либо откровенно безразличные к обстоятельствам места их реализации (что характерно для архитектуры и дизайна «современного движения», «интернационального стиля»), либо проектные решения, ориентированные на ту или иную отраслевую технологию или продукцию (в рамках индастриал дизайна). В некоторых случаях эти антирегионалистские, антиэкологические интенции дизайна сливались, как-то имело место при производстве бытовой электроники и персональных компьютеров.
-
Такая картина наблюдалась не в одном только дизайне. «Понятие регионализма, а также осознание наукой значимости региональных проблем, специфически региональных путей развития относительно новы. В течение многих десятилетий в общественном развитии (в нашей стране — О. Г.) преобладали процессы централизации, унификации, стандартизации, распространения технологических, социальных и культурных инноваций из центра на периферию» (34). А это, как известно, были процессы, не всегда способствовавшие распространению действительно новых, облегчающих и улучшающих жизнь тенденций, часто приводящие к угнетению местной творческой и жизненной инициативы, насаждавшие атмосферу серости, порождавшие посредственность, процессы, враждебные по’ отношению ко всему самобытному, еще сохранившемуся в жизни различных регионов. К этой характеристике застойного сверхцентрализма можно лишь добавить, что дело здесь не в отсутствии стремления региональных общностей сохранить свою самобытность, не в нежелании или неумении усваивать телкологические-и социально-культурные новшества применительно к местным условиям, а в бюрократической, централистско-отраслевой практике управления, заключающейся в навязывании несвойственной данному региону структуры развития, оборачивающейся эксцессами местничества и национального экстремизма, отсутствием, особенно в районах нового освоения, атмосферы бытовой и нравственной оседлости.
-
Впрочем, новым осознание значимости региональных проблем можно назвать лишь условно. Ведь еще в середине XIX— нач. XX в. существовало «областничество» (а это русскоязычный эквивалент «регионализма»)—движение, многое определившее в национальном самосознании и судьбе народовРоссия (36). В его основе лежало уходящее в глубины догосударственного периода русской истории сознание плодотворности сосуществования различных земель, областей, краев и окраин. Несмотря на все катаклизмы эпохи феодальной раздробленности, несмотря на последствия татаро-монгольского ига, вопреки центристским тенденциям в государственной жизни московского и петербургского периодов нашей истории, стойко сохранялось многообразие природных, этноландшафтных, культурных и прочих условий жизни и деятельности, определявшее, в свою-очередь, разнообразие локальных образов жизни—при всем несомненном единстве исторической судьбы народов России. На наш взгляд, столь долгая преемственность областнического самосознания объясняется его естественностью и плодотворностью, его жизнестойкостью.
-
Когда сегодня мы вновь возвращаемся к пониманию процессов и структур развития с точки зрения регионализма, мы, конечно, весьма далеки от идеологии и политической практики областничества второй половины XIX в. Наши воззрения относительно социально-экономической и культуротворческой роли местных условий существенно отличаются от взглядов М. П. Драгоманова, Г. Н. Потанина или Н. М. Ядринцева. Однако для всех, кто потрудился познакомиться с основами исторической этнологии и экологии, очевидна глубочайшая традиционность, если не сказать архетипичность, региональной проблематики.
-
Представления о неразрывной связи человека с местом рождения, с природными, земле- и градоустроительными условиями обитания, с растительным и животным миром сопровождают людей с древнейших времен и до наших дней. Они пронизывают все прочие представления—об устройстве мира, о смысле истории, о назначении человека. По мысли Д. С. Лихачева, в до-письменный период народ «…помнит свою историю… по местам событий: его страна—его летопись…», обжитая природа страны «…сохраняет следы истории, уклада и эстетических представлений того народа, который в ней живет… сама природа хранит человеческую историю, является памятью народа» (29). Родство человека и земли — самая, может быть, глубокая интуиция народного, мифопоэтического миросозерцания. «Если весь в целости организм человека—народ—происходит от различных видов и форм животной жизни, то и отдельные органы человеческого тела мыслятся народом пришедшими из недр земли, из ее соков и элементов»,—пишет А. Н. Афанасьев (6). И это не только интуиция, но и идея, осознанная в том дописьменном далеко: «Человек и Природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек—малый мир, микрокосм, Среда—большой мир, макрокосм… В Среде нет ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке хотя бы не имелось бы в Человеке, а в Человеке нет ничего такого, что в увеличенных,— скажем, временно,— размерах, но разрозненно, не нашлось бы у среды… Эта мысль о человеке, как микрокосме, бесчисленное множество раз встречается во всевозможных памятниках религии, народной поэзии, в естественнонаучных и философских воззрениях древних.» (40). Эта же мысль встречается у мыслителей более позднего времени. Гёте, например, по словам М. М. Бахтина, в своем историческом видении всегда опирался на «…глубокое, тщательное и конкретное восприятие местности, превращающее кусок земного пространства в место исторической жизни людей, в уголок исторического мира» (8). Уже в 20-е гг. нашего века П. А. Флоренский повторил мысль о связи конкретного географического места и его глубинного, ценностного наполнения, говоря об историческом значении Троице-Сергиевой Лавры:
-
«Тут—не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая-то трудно объяснимая’, но непреклонная мысль: здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называться общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории… над всеми сторонами русской жизни.» (41). О столь же нерасторжимой связи человека и земли, человека и космоса свидетельствует и современное нам научное знание: исследования, основывающиеся на так называемом антропном принципе, разработанном в теоретической физике и являющемся эквивалентом принципа тождества макро- и микрокосма; возрождение символизма глобального, планетарного и космического сознания в политике, технике и искусстве; проведение аналогий между традиционной геомантикой и теорией голономных систем и так далее, и тому подобное. Одним словом, за теперешним регионализмом стоит древняя и почтенная культурная традиция.
-
Рассматривая далее проблемы регионального дизайна, его творческие концепции, способствующие воспитанию областнического сознания, будем полагать, что глубина исторической памяти, доступная творческой концепции, является одной из важнейших характеристик проектной культуры.
-
Одной из разновидностей объектов регионального дизайна можно назвать городскую среду.
-
Вообще говоря, город, городская среда, городской образ жизни лишь часть широкого класса поселенческих структур, которые для дизайна представляют не меньший интерес, чем город.
-
Разговор в этой статье пойдет о городской среде вовсе не потому, что место дизайну исключительно в городе, или что поселковая или сельская среда представляет меньший интерес для дизайна. Напротив, все, сказанное в этой статье о взаимоотношениях городской и предметной сред, можно распространить, с некоторыми оговорками, на любой тип поселения, но мы намеренно ограничимся примером городской среды.
-
Кроме удобства рассмотрения, есть еще одна причина,_ благодаря которой сделанная оговорка необходима. Это —скрытая перспектива «столичности» и «западности». Прежде всего, считается, что степень выраженности городского начала в городе возрастает по мере роста его размеров, что, в конечном итоге, способствует выработке мнения о столице как об эталоне города как такового. А поскольку, во-вторых, именно столицы оказываются вместе с тем наиболее вестернизированными городами, то налет некой обобщенной, заочной «западности» воспринимается как непременный признак урбанизированности (в чем бы конкретно этот налет не выражался). Нужно сказать, что обе эти перспективы скорее из области предположений, так как тенденция планировать развитие всех поселений по типу крупнейших городов приводит к довольно серьезным издержкам, среди которых система проектирования городов, поселков и сел, не учитывающая в должной мере локальные потребности, а также исключение из системы проектирования многообразных форм развития поселенческих структур, которые свойственны странам Востока и Юга.
-
Содержание понятия региональности и взаимосвязь городской и предметной среды
-
Предметная среда, являющаяся объектом дизайнерского проектирования и исследования, составляет часть целостной городской среды, из которой она может быть тем или иным способом аналитически выделена. Чаще всего, когда речь идет только об объектах дизайна, вопрос о встроенности предметной среды в целостную материально-пространственную среду города не встает. Иное дело, когда рассматривается проблема «дизайн и городская среда» или когда ее элементы выступают в качестве объектов дизайнерского проектирования. Тут взаимосвязи предметной и городской сред из контекстуальных превращаются в объектные и вынуждают обратиться к какому-либо концептуальному представлению.
-
На наш взгляд, в условиях переориентации проектной культуры с системного проектирования на средовое, с «сильной» проектности на «слабую» естественно попытаться взглянуть на интересующие нас объекты с точки зрения экологии, понимая под экологией не только науку, включающую изучение объектов природы, но содержащую также в качестве составных частей экологию человека, социальную экологию и экологию культуры.
-
Исходная схема взаимосвязи региональной городской среды с предметной средой опирается на представление о многослойности средовых, пространственно-предметных объектов. Начав с ландшафтной природной среды (т. е. с земли в буквальном смысле слова), мы будем включать в сферу рассмотрения все новые, все более выраженные в социальном и культурном отношении слои, где почва из условия существования постепенно становится символом духовного бытия человека.
-
1. Первоначальный смысл понятия региональности и городской среды связан с ландшафтной локализованностью жизнедеятельности человека, всегда имеющей натуральную—пространственно-временную, материальную и энергетическую—выраженность.
-
Включенная в структуру поселения, предметная среда многими нитями связана с пространственными, геологическими и .даже геокосмическими особенностями местности, составляющими ее неповторимость; с водной и воздушной средой, также играющей немаловажную роль в создании облика поселения;
-
с животным и растительным миром. Разумеется, речь идет о как-то приспособленной для обитания природе, причем степень ее, освоения—немаловажный показатель экологической и, одновременно, проектной культуры общества.
-
До той поры, когда экологическое движение набрало силу и сформировалось распространенное ныне средовое, природо-сберегающее сознание, принято было огульно отрицать значение географического детерминизма для понимания характера общественного развития, причем чаще всего с той целью, чтобы отдать предпочтение детерминизму экономическому.
-
Для авангарда проектной культуры сегодня в высшей мере характерна установка на максимально полное и в то же время деликатное проектное освоение природной среды, на формирование небезучастного отношения к ее слагаемым. Можно даже говорить об экологическом диалекте проектной культуры, существенно отличающемся от технологического, системно-рационального диалекта, которому было свойственно явное равнодушие и даже неприязнь ко всему первоприродному.
-
В этом смысле можно говорить о сближении проектной культуры с дизайном. Природе каждой местности, каждого этнокультурного региона соответствуют свои вещные архетипы, особая форма пространственности. Природа поставляет для предметного творчества автохтонные материалы, изделия из которых свидетельствуют об органической связи предметной среды с природной; каждая местность отличается своей неповторимой цветовой палитрой, гармонией природных состояний, и в этой атмосфере, как полагал К. Петров-Водкин, происходит художественное освоение мира.
-
Переживание глубинной связи предметного творчества с природной средой, восприятие ее качеств и составляющих как величайших ценностей жизни было свойственно всему народному творчеству, включая ремесла. Если полагаться на свидетельства А. Платонова, отношение к материалу, орудиям и условиям труда рабочего человека, выросшего в атмосфере традиционного народного почитания «трудничества», было еще совсем недавно иным. К сожалению, в советский период нашей истории вместе со снижением общего уровня культуры произошло весьма сильное разрушение норм трудовой этики, культуры труда. (Что звучит весьма парадоксально в отношении страны, гордо провозгласившей, что «владыкой мира будет труд».)
-
Сегодня ситуация, кажется, меняется. Нельзя сказать, что процесс экологизации отечественного дизайна необратим, что поэтика синтетических материалов и технологических структур навсегда вытеснена из нашей действительности, однако же и «брать милости у природы» с мичуринской прямотой вряд ли кто сегодня станет, не боясь быть схваченным за руку.
-
Некоторым национальным традициям дизайна свойственны и чувство прнродосообразности, и, что весьма важно, чувство свободы. «Прогуливаясь, катаясь на лодке или яхте, взбираясь на горы и обозревая формы природы, человек знает, что означает чувствовать себя свободным»,— пишет Т. Перианен. В вопросе отношения к природе «…Финляндия занимает особое место среди индустриально развитых стран… Мы могли бы действовать более решительно в науке, искусстве и в промышленности, лидируя в поиске решения экологических проблем, и получать от этого как экономические, так и культурные выгоды, но при этом нам пришлось бы поступиться нашими уверенностями и идентичностью» (1).
-
Японский дизайн также рождается, по свидетельству М. ёси-ды, «…как резонанс между открытиями и наблюдениями человека за природой и его тонким чувством восприятия и реагирования…», ощущение глубокой одушевленности вещного мира, уходящее корнями в глубину веков и природу, «…сохраняется без изменений в нынешней культуре индустриального общества. В ремесленную эпоху люди верили в рождение и смерть инструментов. …Такое олицетворение инструмента и машины побуждает человека жить в союзе с ними. Вот почему необходимо, чтобы в дизайне продукции выражались человеческие чувства, каким бы высокомеханизированным не было производство» (23).
-
Городская среда как часть природной пока составляет объект изучения, главным образом, географов, экологов — природо-хранителей, медиков, но не исследователей дизайна. Думается, что по мере намечающегося развития в недрах науки о дизайне особой дисциплины «проектной экологии» будет возрастать и внимание к природным составляющим предметной среды. Некоторое свидетельство в пользу такого предположения можно уже сейчас видеть в работах по эргодизайну и проектной антропологии (2).
-
Ну, а там, где дизайн—в лице художественного проектирования—направлен на решение проблем экологии, теснейшее переплетение природной и предметной сред в структуре поселения неизбежно (16; 19).
-
2. Другое значение понятия региональное™ связано с типом расселения, с особенностями архитектурно-планировочной, пространственно-предметной среды проживания, рукотворной части человеческого окружения.
-
Тип расселения (очаговый—в северных районах, оазисы—в ряде районов Средней Азии, мелкопоселковый—в некоторых других районах), соотношение городских и сельских поселений,. характер и темпы процессов урбанизации и реурбанизации, состояние систем обслуживания и коммуникации—важнейшие составляющие регионального образа жизни.
-
Для правильного понимания этого значения региональности необходимо выйти за пределы распространенного урбанистического сознания. Как замечает В. Л. Глазычев, «…до последнего времени многие пытаются вывести свои представления о городской среде на основании одного лишь опыта существования в городах только нашей эпохи, игнорируя богатейшую культурно-историческую типологию поселений, отразившуюся в истории культуры…», не учитывая того, что «…наиболее мощным средством рефлексивной фиксации отношения к городской среде, ее понимания остаются литература, живопись, прочие искусства» (20).
-
Проектосообразность поселенческого аспекта региональности связана, на наш взгляд, не столько с плотностью и комплексностью тех или иных социально-функциональных связей (в их сетевом и средовом выражении), сколько со специфическими качествами пространства, свойственными сильно урбанизированным поселениям. Заселенность—то же самое, что и обжитость, обитаемость. Степень свободы и порядка, присущая данному жизненному миру, наглядно выражается в качествах пространственности предметной среды, в ее структурных особенностях, которые прежде всего и имеются в виду, когда заходит речь о типах поселений.
-
Конечно, пространственность агломерации или города по своим масштабам мало сопоставима с пространственностью дома или отдельной вещи, к чему, собственно, дизайн имеет непосредственное отношение. Но не будем спешить с выводами. Ведь пространственность—это наглядно воспринимаемый тип целостности (среды, образа жизни, культуры), а как таковая, она независима от масштаба и может пронизывать материальные объекты любого размера, любой сложности. На этом свойстве пространственности основаны, например, понятие стиля и стилевое единство предметной и образной среды.
-
Обобщенное понятие заселенности, обитаемости жизненного мира выявляет структурно-пространственный смысл понятий «планировочные структуры», «процессы урбанизации» и прочих известных эмпирических обобщений из этой области.
-
Вписанный в ландшафт, градостроительный, планировочный слой поселения включает в себя некоторые инженерные сети (системы) и связан с типом строительной индустрии, обеспечивающей определенную технологию возведения, реконструкции и сноса архитектурных сооружений.
-
Планировочный слой среды непосредственно определяет пространственно-временную динамику городской жизни, обусловленную физическими перемещениями человека и других объектов. Ежедневно перемещаясь в пространстве поселения, человек пересекает границы несхожих по местоположению и назначению планировочных зон, его маршруты пролегают в различные учреждения обслуживания, к месту работы или жительства, в ходе этих перемещений человек осуществляет целевую деятельность или поведение иного рода. Повседневное чередование состояний перемещения и пребывания осуществляется в определенном ритме. Чувство ритма, а вслед за ним и более развитые формы времясознания являются средством восприятия среды, ее структурных, гармонических качеств.
-
Мы имеем в виду ритм не только как качество пространственной композиции среды, но и как нечто большее—как качество образа и стиля жизни. «Ритм,—говорил А. Белый,—нечто организующее, где часть берется в соотношении к целому… ощущение себя в целом…», в жизни, в среде, в каждом мгновении, в каждом местопребывании, это «…динамическая сила культуры…», которая сама есть только «…выражение ритма… Если ритм—музыка, то культура—текст этой музыки…» (19). Чувство ритма,—говорит Т. Перианен,—оказывает огромное воздействие на общий строй жизни. Плохо упорядоченная среда приводит к аритмии средового поведения. «Хорошо спланированный и функциональный город вызывает чувство единения с ним и восхищения перед достижениями человечества, А… плохая, вырожденная, социально дезорганизованная городская и производственная среда вызывает чувство тревоги, страха, агрессии, отклонения в поведении и развитии, безразличие.» (1).
-
В такой среде и целостное восприятие жизни распадается на несвязанные единым образом части. Этот экогенный эффект был рассмотрен еще П. А. Флоренским в лекциях во ВХУТЕМАСе: «Жизнь,—писал он,—…распадается тут на отдельные куски, преемствующие друг другу лишь по смежности, но не выводящиеся из единого целостного времени биографии, как развертывающей внутреннее многообразие и ритм личности…
-
Расслабленное городской сутолокой сознание привыкает к… пассивности и охватывает лишь небольшие куски времени от толчка до другого. Эти отрезки времени обычно не простираются даже на один день. А далее, при сильной усталости, при издерганности, неврастении и т. д. эти отрезки сокращаются, пока, наконец, не сводятся ко времени единичного впечатления. Тогда сознание уже не имеет опоры для сравнения его с другим, т. е. не имеет почвы для мысли. Такое состояние, как известно, близко к бессознательности…» (39).
-
Организация ритмической канвы повседневного существования, большего разнообразия, придание большей полноты переживаемым событиям—в ритме перемещений и пребываний — составляют одну из профессиональных задач средового проектирования (архитектурного, равно как и днзайнерского). Предполагается, что каждая средовая ситуация ‘может стать «местом» и «временем», в пространстве которых возможны контакт с той или иной ценностью жизни, культуры, содержательное ценностное переживание.
-
В этом слое среды ценностный контакт можно представить в виде трех фаз, условно обозначаемых как «до», «в» и «после». Традиционная акснология сосредотачивала свои усилия на изучении человека, находящегося «в» состоянии непосредственного контакта с ценностями, в процессе, скажем, восприятия произведения искусства и т. д. С проектно-экологической точки зрения важны все аспекты ценностного контакта: во-первых, находясь в пространстве и времени контакта, человек, хотя и попадает в мир ценности, все же сохраняет полное сознание своего присутствия в среде; а во-вторых, состояния, переживаемые во время ценностного контакта, включают в себя как память о предшествующих состояниях, так и ожидание будущих.
-
Средовое проектирование переключает внимание с фазы «в» на фазы «до» и «после» и ставит вопрос о ценностной непрерывности и непротиворечивости средового поведения.
-
Кроме того, в плохо упорядоченной среде имеет место еще одна форма вырождения средового поведения. Возможен и такой вид сегментации, когда при обеспечении разнообразия отдельных занятий и пребываний и охвата довольно большого ценностного пространства, «сквозное действие жизни», говоря словами К. С. Станиславского, не имеет никакого ценностного-значения, или же заведомо ниже ценностной значимости каждой из переживаемых ситуаций. Сквозное действие, это своего рода дыхание жизни, должно обладать ценностной непрерывностью. Обеспечивать это качество призваны целостные свойства среды, ее функционально-планировочный, ценностный и образный строй.
-
3. Значение региональной локализации жизнедеятельности связано с характером структурных зависимостей форм жизнедеятельности, среди которых наиболее распространены такие формы, как связанные с местами проживания и приложения труда, с системами обслуживания и массовой информации.
-
Между сферами жизнедеятельности существуют различные, в том числе очень важные социально-экономические зависимости. Они характеризуются распределением каких-то ресурсов жизнедеятельности: времени, материальных и финансовых ресурсов, числом занятых в этих сферах людей, производительностью их деятельности, ее социальной эффективностью, а также свойственным им типом воспроизводственных отношений и т. д. Для дизайна и архитектуры крайне важно, что среди этих разносторонних связей сфер жизнедеятельности есть и специфически средовые связи.
-
Первичная социально-культурная структура среды—это соотношение уровней ее образной, художественной выраженности, с одной стороны, и ее исторических характеристик (современности или традиционности), с другой, в различных сферах жизнедеятельности, то есть соотношение различных жанровых и стилистических систем средового окружения человека. Сферы жизнедеятельности различаются по социально-функциональным признакам, по способам и причинам вовлечения человека в социально организованную жизнедеятельность. С этими-то социально-функциональными особенностями процессов поведения и связаны жанровые, функциональные в своей основе, характеристики вещей, пространственно-предметных условий и средовых структур.
-
Пространственно-предметная среда крайне неоднородна в функционально-жанровом отношении, в ней всегда налицо средовые образы самых разных жанров. Это очевидное обстоятельство, впрочем, не часто учитывается в дизайне, так как привычность для него понятия «функция» и абсолютное доверие к формулам типа «форма следует за функцией» делают ориентацию на жанр в практике и теории дизайна вроде бы ненужной. Если же мы станем отправляться от иконического взгляда на предметную среду, а к понятию «функция» перестанем относиться как к первичному, отдав пальму первенства «ценности», функции проектируемого объекта будут рассматриваться в жанровом опосредовании: от выясненной потребности в объекте—к определению жанра создаваемого образа. И только затем можно приступать к поискам собственно стилистических особенностей этого образа-объекта.
-
Существует много различных способов структурирования средовой реальности этого слоя. В 60—70-е гг. было принято выделять места приложения труда в «производственную сферу», все же остальное группировать в «непроизводственную». В 70-е и в первой половине 80-х гг. получили распространение концепция «социальной инфраструктуры», согласно которой подчеркивался межотраслевой характер большинства проблем, связанных с обслуживанием населения. В конце 80-х гг. те же самые проблемы было принято концептуализировать в терминах «социально-культурной сферы», в которую в ряде случаев включается и жилье.
-
Социально-культурную сферу, призванную удовлетворять потребности населения путем оказания им того или иного рода услуг, можно определить как совокупность функционально типизированных учреждений или мест обслуживания (систем жизнеобеспечения), организованных по отраслевому и территориальному принципам, имеющих автономное архитектурное обеспечение, предметную среду, оборудование и социальную технологию» собственные службы снабжения и управления.
-
Оставляя в стороне вопрос о конкретной типологии сетей и учреждений, входящих в социально-культурную сферу, напомним, что научной основой их исследований и проектирования является экология человека—наука, развивающаяся на стыке естественных и гуманитарных, научных и технических дисциплин и занятая изучением поведения различных человеческих популяций в естественных и искусственных, материально-энергетических и информационных средах. Экология человека—это гуманитарная проекция современного экологического движения. На ее основе определяются принципы функционирования, структурирования и программирования развития социально-культурной сферы как целого и составляющих ее систем жизнеобеспечения .разного уровня (25).
-
Системы жизнеобеспечения — исходное понятие экологии человека, социальной экологии и этнологии, включающее в себя множество способов организации жизни и деятельности человека и социальных групп разного масштаба (реальных и номинальных). Определяющими для систем жизнеобеспечения являются системные качества: функциональности—удовлетворение потребностей или реализация способностей, достижение целей и экономия средств и т. д.;институционализированности (с любой степенью формальной организованности, включая нулевую) и ценностной выраженности, которое системно реализуется, помимо какого-то набора функций и институтов, «традиции/инновации» (с присущим любому из них типом историзма).
-
На понимание процессов, протекающих в социально-культурной сфере, оказывает влияние и то обстоятельство, что все большее число потребностей и способностей населения реализуется сегодня путем обращения к той или иной системе обслуживания. Этот альтернативный самообеспечению и самообслуживанию способ удовлетворения—одна из черт урбанизированного образа жизни. Объем предоставляемых населению услуг постоянно растет и будет расти. Цель этого процесса, именуемого «сервилизаццей» образа жизни[1], в первую очередь, заключается в экономии времени и живых сил, разного рода материальных ресурсов. Но не менее, если не более, важно то, что говоря о сервилизации, нельзя забывать, что характер этого процесса непосредственно связан с потребностью общества в более высоком, чем то имеет место ныне, уровне цивилизованности общества (18).
-
Системы обслуживания, являющиеся функциональными элементами и подсистемами социально-культурной сферы, — только часть большого класса систем жизнеобеспечения. Их специфическое системное качество описывается с помощью таких терминов, как «обслуживание», «услуги», «служение» и т. д, Обслуживание—это, с одной стороны, фундаментальное социально-культурное отношение, деятельность, качество, удовлетворяющее общесоциологическим качествам функциональности, институццонализированности и ценностной выраженности, а с другой—совокупность системных объектов, именуемых системами обслуживания и предназначенных для выполнения всех видов системной деятельности (включая проектирование).
-
И, наконец, необходимо подчеркнуть личностный тип социальной деятельности и отношения. В отличие от распределения, материального или функционального обеспечения, где акцент делается на предметной стороне дела, на присвоении результата какого-то процесса, обслуживание—в своем подлинном виде— ориентировано на возникновение у посетителя ощущения личностного элемента услуги, своей личной выделенности, отмеченности в процессе обслуживания, на создание атмосферы заботы, внимания, приветливости.
-
Советский сервис — притча во языцех. Ни декларируемый класс обслуживания учреждения, ни стоимость услуги не гарантируют ее качество. Частный и кооперативный секторы мало, чем отличаются от государственного в этом отношении. И перелом здесь вряд ли произойдет слишком скоро. Чтобы сфера обслуживания распрощалась с характерной для нее «культурой хамства», потребуется значительное обновление контингента работников сферы обслуживания за счет более образованных, более развитых людей. Лишь в очень немногих секторах сферы обслуживания, заполняемых, начиная с 70-х гг., молодежью, да в возникающих теперь частных предприятиях можно встретить уровень обслуживания, в отношении которого действительно можно применить само это слово.
-
Но тем важнее в социальных, архитектурных и дизайнерских проектах, предназначенных для социально-культурной сферы, исходить из подлинной ценностной интонации, которая должна быть присуща обслуживанию, чтобы ограничить проникновение в эту сферу жизнедеятельности технологического или карнавально-купеческого стилей.
-
Обслуживание—это особый стиль жизни и деятельности,. отличающийся высокой степенью свободы вовлечения в социальные отношения, связанный не столько с административной, сколько с правовой и рыночной формой организации ее, но сочетающийся при сем с высокой культурой межличностных отношений. Когда многие сегодняшние экономисты и социологи возлагают большие надежды на усиление рыночных, «купецких» механизмов в организации жизненного процесса, не учитывая социально-психологические и этнокультурные факторы, полагая,. что рублем и товаром все устроится, надо признаться, что эта позиция носит вульгарный экономический и вульгарный социологический характер.
-
В этих условиях дизайн, претендующий на гуманистическую роль в организации жизненного пространства через придание среде опережающих функциональных, эстетических и экологических качеств, приобретает еще одно важное значение. Процесс гуманизации заключается не только в удовлетворении всех и всяческих потребностей (причем преимущественно материального плана). Во-первых, потребности потребностям рознь. «Многовековая культурная традиция различала потребности тела, души и духа, и это различие … не потеряло своего значения и по сей день. Более того, задача воспитания гармонически развитой личности неизбежно ставит проблему оптимального соотношения потребностей разного уровня» (3). Во-вторых, установка только на удовлетворение потребностей, пусть и самых возвышенных, не предполагающая наличия комплекса установок другого рода (например, на достижение более высокого уровня духовного развития человека, на максимальное использование его явных способностей и скрытых, резервных творческих потенций и претворение родовых, этнокультурных и общечеловеческих ценностей и т. д.), неминуемо приводит к философии потребительства и весьма своекорыстному эстетству.
-
В разные времена различные типы сред становились доминантами в совокупном средообразовании: храм—учреждение духовной культуры, духовного служения; дворец—хотя и парадное, но жилое помещение определенной персоны (царя, князя, епископа); театр—общественное здание, учреждение светской культуры; музей—помещение, где хранится историческая память социального коллектива; насыщенное современной техникой производственное или конторское здание; терминал видеосистемы или компьютера и т. д.
-
Жилая среда всегда испытывала воздействие со стороны жанрово и стилистически отдаленных, казалось бы, от нее сред. И это естественно, ибо дом—живой образ мира. «Мой дом— моя крепость»—утверждение ценности отдельной жизни перед. лицом социальных катаклизмов, хотя опирается это утверждение на образ крепости, сооружения сугубо военного. «Дом—машина для жилья»—метафора, говорящая об экспансии в святая святых семейной жизни ценностей технологически организованного производства. «Дом—спальня»—скрытое признание преимуществ жизни на миру, в путах различных сетей и учреждений обслуживания, интенсивное развитие которых обещало резко сократить расходы времени на бытовые нужды, высвободив его для «более возвышенной деятельности». Пойманный в сети обслуживания человек поначалу не ощущал это состояние как новую, еще более жесткую форму несвободы. Среди авангардистски ориентированных течений мысли и творчества нередки случаи демонстративного отталкивания от ценностей.домашней цивилизации: «публичный дом есть место, где больше всего чувствуешь себя дома» (46). Образ дома, как видим, воистину есть образ жизни.
-
Считается, что сегодня на образ домашней жизни наибольшее влияние оказывает развитие систем обслуживания и массовой информации. Это два характернейших для эпохи НТР способа жизнеобеспечения, притом давно уже получившие распространение не только в городе. Общим для этих систем, как уже говорилось выше, является установка на реализацию и удовлетворение потребностей и способностей человека путем оказания и получения услуг, а также социально-технологическая организация процесса обслуживания. Есть и значимое различие между услугами в сфере обслуживания и в сфере коммуникации: первые характеризуются наличием акта посещения, связанного с пространственным перемещением в городе, для вторых характерна доставка сообщения прямо по месту жительства, работы или клубного общения.
-
Среда поселения оказывается местом посещений и сообщений, местом получения услуг, включая и самообслуживание. При этом посещения, эти маленькие путешествия в окружающий мир, выводят нас за рамки своего привычного окружения, в то время как сообщения, напротив, возвращают в него. Первые из плотно обжитой среды вовлекают в среду, куда более разреженную, но зовущую к движению, вторые насыщают и без того наполненную событиями жизнь. Взятые вместе, они расширяют границы нашего воображения, углубляют суждения, способствуют развитию понимания, совершенствуют процесс взаимной смены этих состояний, придавая им ритмичность. Поскольку они связывают среду с внутренним средоточием ценностного чувствования, то живые, динамические образы среды оказывают влияние на эмоциональный строй жизни. Интенсивно переживая средовые события, мы ощущаем в них самоценность своего существования, свои «я—для—себя» и «я—для—других», отражающие и питающие друг друга.
-
4. В понятие региональности также входит собственно предметная среда, т. е. все те предметы, специальное и неспециальное оборудование, служащие для создания интерьеров учреждений социально-культурной сферы, а также среда, специально посещаемая людьми с той или иной целью. Это—объект дизайна как такового, если под ним понимать «индастриал дизайн» и интерьерный дизайн.
-
Предметная среда в этом узком смысле—это контактный слой городской среды, более всего обращенный, по мнению С. О. Хан-Магомедова, «к ценностным ориентациям человека» (43). В пространственно-предметной среде поселения различаются эффекты «блнзкодействия», связанные с непосредственным (телесно-двигательным, зрительным и слуховым, осязательным и обонятельным) контактом человека с окружением, и эффекты, ориентированные на «дальнодействие», хотя реализоваться они могут с помощью тех же средств. И те, и другие эффекты имеют отношение к процессам формообразования. Так, например, П. А. Флоренский с дальнодействием связывал графические, композиционные стороны среды, а с близкодействием—живописные, колористические и конструкционные (39).
-
Строго говоря, предметная среда для дизайна может быть лишь контактной, близкодейственной, достаточно интимной и приватной, где бы она ни помещалась: в жилище или в проходной Лефортово.
-
А если это так, то предметная среда, хотя и отделена по способу создания и обращения от природной, планировочной и «сооруженческой», хотя она и существует только благодаря их сглаженности и надежному функционированию, не является только относительно самостоятельным объектом исследования и дизайнерского проектирования, но объектом, в известной мере впитывающим в себя ценностные качества предыдущих слоев. В предметной среде находят выражение и качества природной среды поселения, о чем говорилось выше, и ритмологические качества его планировки, и гармоничность структуры функциональных типов учреждений обслуживания, жизнеобеспечения?
-
Если творческие концепции и программы дизайна не носят вымученный, головной или заимствованный характер, то предметная среда будет органически прорастать из предыдущих слоев, как из своей почвы.
-
Впрочем, эффекты дальнодействия имеют для дизайна не менее важный смысл, чем эффекты близкодействия. Если локальный контакт с предметом (в ближайшем окружении) может быть истолкован как удовлетворение какой-то локальной потребности, то эффекту дальнодействия соответствует отношение «предметная среда—образ жизни». Показательно, что для дизайна тема образа жизни прозвучала, начиная с 70-х гг., все » же с большей силой, чем для архитектуры или экологии. Это обстоятельство связано с тем, что содержание этого понятия направлено на «…выявление индивидуальных, человеческих… и прежде всего нравственных, соцнопсихологических условий функционирования и развития общества как целого» (32).
-
5. Рассмотрим образный, экспрессивный и символический слой среды, являющийся сферой претворения дизайнерских и архитектурных замыслов.
-
Здесь визуально-иконические качества среды становятся намеренно достигаемыми, проектируемыми. Как известно, некоторые проектные решения предпринимают исключительно для того, чтобы придать среде искомые образные характеристики.
-
В конце 60-х—начале 70-х гг. получила распространение концепция визуальной культуры, согласно которой подчеркивалось стремление охватить все зрительно воспринимаемые аспекты среды, все разновидности дизайнерской продукции, включая промышленные изделия, промграфику и визуальные коммуникации, системой единых принципов. Затем к ним добавилась компьютерная графика и все разновидности видеоарта. В качестве теоретической основы визуального дизайна и культуры указывалось на психологические концепции визуального мышления (4; 5), когнитивную психологию, оперирующую так называемыми «когнитивными картами» (31), и традиционную искусствоведческую иконологию, понятийный аппарат которой постепенно распространился на все виды современного искусства, включая средовые (37). В отечественной науке о дизайне была предпринята попытка воспользоваться этими концепциями не только в отношении предметной среды, но и в решении вопросов, касающихся процессов и структур образа жизни (10).
-
Значение этих усилий для проектной культуры состоит в том, что интерпретация средовых реалий в терминах визуальной культуры (или иконологни) не влечет за собой их заведомо эстетической, а тем более художественно-эстетической интерпретации. Нет нужды образность средовых объектов оценивать непременно в системе критериев, выработанных для рассмотрения произведений искусства, а средовые ценности сводить исключительно к эстетическим (15).
-
Сегодня, когда образ жизни и культура последовательно экологизируются, когда все и любые условия и условности жизнедеятельности могут быть истолкованы как своего рода среды, вряд ли целесообразно и дальше исходить из заведомого разграничения обыденных, художественных и эстетических ценностей. Чем совершенней образ жизни, чем адекватнее его ценностному строю предметно обустраивающая его среда, чем очевиднее их духовная взаимосвязь, тем энергичнее конвергируется образность жизни, среды и искусства.
-
На практике этот процесс реализуется двояко: с одной стороны, от единого ствола искусства постоянно отпочковываются все новые «экоморфные» художественные течения, а с другой, предметная среда постепенно наполняется произведениями изобразительного искусства —как станкового, так и прикладного характера. Кроме того, начинают проступать контуры того, что можно было бы назвать собственно средовым искусством.
-
Образный слон среды также соприкасается с реальностью проектной культуры дизайна, поскольку предметно воплощенные проектные образы входят в нее на равных правах с теми, что существуют исключительно в проектах или творческих концепциях.
-
Оглядываясь на то, что ранее было сказано о всех предыдущих слоях среды, включая предметный, мы видим, что сама возможность средового подхода, его основной идейно-ценностный строй безусловно связаны с наличием в среде образного ее завершения. Средовой подход опирается на способность проектно воспринимать, представлять, воображать единичные образы и сложные, состоящие из нескольких образов, иконические пространства. Так было и в истории: фундаментальные экологические концепции био- и ноосферы В. И. Вернадского, концепции пространственности П. А. Флоренского и другие сохранили следы своей зависимости от учения Гёте о прафеноменах, т. е. прообразах, парадигмах, идеи которого, в свою очередь, восходят к весьма почтенной патриотической концепции «от образа—к прообразу».
-
Сквозь призму образного строя среды, благодаря ее способности к симультанному синтезу разноместных и разновременных видов, обликов, ейдосов-идей, жизнь людей, различных социальных групп, человеческих популяций также начинает восприниматься не только и не столько как средовое поведение, но как совокупность жизненных, экзистенциальных сред личности, именуемых в феноменологической философии, психологии и социологии жизненными мирами (24).
-
Жизненный мир в целом, а не отдельный предмет или ситуация, ориентационно и мотивацпонно первичен. При этом фрагменты жизненного мира, возбуждающие и направляющие деятельность, могут иметь различный семиотический статус: они могут быть конкретными, чувственно-воспринимаемыми элементами природы, планировочной, «сооруженческой» пли предметной сред, а могут быть отвлеченными элементами культуры, образа жизни; естественными, первородными или спроектированными и затем созданными; принадлежащими внешней стороне жизни или внутреннему миру человека. Во всех этих случаях для средового проектирования будет важна определенность и представленность в образах среды (культуры) тех реалий жизненного мира личности, которые своей символической насыщенностью и энергетической заряженностью возбуждают наши ценностные переживания и ценностно значимое реальное или символическое поведение.
-
Город, село, любое поселение есть действительно особые жизненные миры, особые образы и стили жизни, к которым
-
можно подходить, используя категории феноменологии, иконологии и теории стиля и жанра.
-
Объектом собственно дизайна, с точки зрения описанной схемы взаимосвязи городской и предметной сред, все-таки является предметная среда. Однако эта предметная среда корнями уходит во все предшествующие ей слои, а ветвями — в ее образный слой, который в свою очередь связывает среду с бесконечно богатым миром духовной культуры. Для авангарда проектной культуры сегодня в высшей мере характерна тесная взаимосвязь предметной и всех других сред, описанных в данной схеме. Эта взаимосвязь не может быть раз и навсегда определена догматически, поскольку граница между различными слоями ее подвижна, исторически конкретна, подчас так трудно определить, где центр, а где периферия творческой проблематики дизайна. Для дизайна с развитой проектной культурой нет и не может быть одного единственного понимания его средовой природы и его объектов. В каждой проектной инициативе, программе объект приложения проектных усилий выступает сквозь призму концептуального—гуманитарного, художественного или научного—опосредования.
-
Этнокультурные аспекты развития средового проектирования
-
Региональное своеобразие городской и предметной сред проявляется и как этнокультурное своеобразие. Любой регион населен не среднестатистическими «душами населения», а представителями тех или иных этносов (народов и народностей). Поэтому для понимания регионального своеобразия образа жизни и его отражения в проектной практике важно учитывать конкретную этническую ситуацию в регионе, реальную этнокультурную структуру его населения.
-
В тех случаях, когда основное—по количеству и/или по степени влияния—население принадлежит к одному культурно-экологически выраженному этносу, региональное и этническое своеобразие не вступают в противоречие. Другой тип региона, как, скажем, Русский Север, отличается тем, что наряду с несколькими, ранее ярко выраженными, этносами здесь проживает лишь часть русского населения, но часть, наделенная сильными этнокультурными чертами, столь характерными для жителей Архангельской, Вологодской, Новгородской областей. Более распространенный тип—это полиэтнические ситуации, когда в одной и той же среде одновременно реализуются сразу несколько культурно-экологических традиций.
-
Экологическое движение в защиту первозданной природы привело к осознанию того, что первичным является хранительно-спасающее и причастное отношение к различным ресурсам природы. Но ведь этнос—также явление природы. И потому распространяющееся сегодня убеждение в плодотворности экологически-рационального, воспроизводственного отношения и к этносам, и к их витальным ресурсам и крепнущая убежденность в недопустимости хищнически-потребительского отношения ко всему духовно-самобытному, жизнетворческому в них,, вполне естественны.
-
Механизм регенерации живого отнюдь не безграничен. Ускорение научно-технического прогресса, процессы урбанизации, сервилизацни образа жизни создают все новые и новые среды и потоки, структуры и процессы, с появлением которых возникает новая угроза для сохранения этнического своеобразия, культурной идентичности этносов. Культура и среда обладают особой функцией—сохранения и развития этнокультурной идентичности. Сегодня сохранение этой функции становится важнейшей темой и проблемой проектной культуры.
-
Этнос при этом понимается как обитатель среды и носитель культурных традиций, а культура, наряду с предметной средой, — как один из антропогенных ландшафтов его обитания-До недавнего времени проблемы этнокультурной и этноэкологической идентичности было принято концtптуализировать скорее в терминах «национального своеобразия», чем в терминах этнологии. Однако теперь, когда этнические проблемы стоят столь остро, очевидные несовпадения понятий «нация» и «этнос» (нация, этнос и государство; нация, этнос и культура) препятствуют развитию перспектив проектной культуры.
-
Эти несовпадения заставляют обратить внимание на три измерения, в которых протекает историческое бытие каждой этнической культуры:
-
а) на присущие культуре каждого этноса черты, отличающие ее от культур других этносов (культурное разнообразие);
-
б) на способность данной культуры влиять на другие этнические культуры и, в свою очередь, испытывать их влияние (межкультурное взаимодействие);
-
в) на самотождественность этносов во времени и других значимых измерениях, достигаемую через преемственность их культуры и средовых черт (участие в родовой подлинности).
-
Этнокультурная идентичность предполагает наличие всех трех особенностей этнической культуры и потому является динамичным качеством бытия этноса, которому присуща специфическая историчность, обеспечиваемая механизмом «трансляции/инновации».
-
Для проектной культуры дизайна методологически важна ориентация именно на этнокультурную идентичность, поскольку она допускает, что корни и ветви дизайна находятся, во-первых, в «большой истории» (там, где в рефлектированном виде никакого дизайна, как считается, не было), а во-вторых, в пространственной, вещной и образной среде в целом, а не только в сфере, отведенной для промышленно производимых изделий, которые обычно и считаются предметом дизайна,
-
Наблюдаемый ныне возврат к осознанию непреходящего значения вечных ценностей каждой культуры, рост осознания этнокультурной идентичности отнюдь не альтернативны стремлению обновить среду и образ жизни. Процесс сохранения народом своей исторически непрерывной идентичности, переживаемой как цепь «возрождений» и «новых жизней», равно объемлет как глубину постоянств, так и новизну изменений.
-
Стоит отметить, что культурно-экологические проблемы были в центре внимания в нашей стране и в застойные времена. О состоянии природы, культурном наследии, народной жизни и тогда говорили не только как об «отдельных недостатках» или «временных трудностях». Усилиями многих писателей, художников, деятелей науки и культуры экологическое движение в нашей стране, многими нитями связанное с аналогичными международными движениями, приобрело ярко выраженный культурно-экологический и этнокультурный характер. Сегодня наше общественное сознание в большей степени сконцентрировано вокруг тех ценностей, которые, благодаря процессу демократизации, наконец-то, становятся всенародным достоянием. Может быть, именно волнение, связанное с новым переживанием этих ценностей, мешает в полной мере отдать себе отчет в том повороте сознания и воли, который произошел в 70-е гг., в повороте от «производственнического», однобоко-прогрессистского, авангардистски окрашенного и равнодушного к традиционным и классическим ценностям сознания—к сознанию «воспроизводственному», природе- и культуросберегающему, сохраняющему свои исторические связи не только в «малом историческом времени» (20-е, 60-е гг., например), но и в «большом историческом времени», существующем в масштабах столетий и тысячелетий. Многие, следуя духу времени, а может быть, моде, не замечают этого поворота даже в себе, не желают отдавать себе в этом отчета. Но ценностные интонации общественного сознания уже явно изменились. Произошло это в 70-е гг., и общая тенденция возникших тогда концепций может быть определена как культурно-экологическая.
-
Нерв этнокультурной проблематики—это соотношение модернизации, обновления и перестройки образа жизни, с одной стороны, и его преемственности, ценностной непрерывности, с другой.
-
Становление научной технологии как новой исторической силы, основанной на коэволюции исследовательского, проектного, организационного и производственного процессов, благодаря чему образ жизни становится все более динамичным, изменчивым и разнообразным, дает свои плоды в «реальном времени», в течение жизни одного поколения. Никогда еще поток нововведений самого разного рода не был столь плотным и интенсивным; никогда еще он не стимулировал столь энергичный процесс смены стилей и образов жизни, переоценки всех ценностей; никогда не грозил такой радикальной трансформацией социальной и трудовой этики и даже самого облика человека,. эмоционально-ценностной основы его личности.
-
Критический подход к стратегии развития, основывающейся исключительно на экономических и технологических ориентациях, разделяется сегодня многими исследователями, политиками, деятелями культуры. «Так называемая индустриальная цивилизация, давшая нам столько благ, может при соблюдении только экономических приоритетов, констатировал генеральный директор ЮНЕСКО Ф. М. Сарагоса,—пагубно сказаться на состоянии окружающей среды, этого бесценного сокровища, о котором несколько десятков лет назад никто и не думал… мы настолько ослеплены, что не сознаем нависшей над нами угрозы и не понимаем настоятельной необходимости радикального переосмысления будущего науки (и техники – О.Г.) на основе общечеловеческих этических принципов. Мы должны постоянно помнить о ее негативных сторонах, проявляющихся тогда, когда пути ее использования расходятся с основополагающими требованиями развития культуры…» (35).
-
Опасения вызывает не только направленность развития, но и его интенсивность, темпы претерпеваемых изменений — все то, что составляет содержание процесса модернизации производственных, коммуникативных, социальных структур образа жизни. Его известные и пока еще не известные, но возможные «расхождения с основополагающими требованиями развития культуры» заставили обратить внимание на условия совместимости интенсивной модернизации, с одной стороны, и культурной преемственности образа жизни, с сохранением исторически достигнутого уровня духовного развития, с другой. Такова суть проблемы культурной (социально-культурной, этнокультурной, культурно-антропологической) идентичности, широко обсуждаемой и практически отрабатываемой в последнее десятилетие.
-
Модернизация, реконструкция, а по-русски говоря, обновление и перестройка—это процесс внедрения в жизнь нового поколения технологических, организационных, информационных и прочих структур. Эти новые, заимствуемые или проектируемые, структуры составляют мощный поток предлагаемых моделей жизни, изменяющих многое в ее прежнем облике, вызывающих потребность в переоценке ее привычных ценностей. И это естественно, поскольку новое качественное состояние общества— это состояние, характеризующееся интенсивным развитием, динамизмом всех общественных процессов. Однако чем более мощным и разнообразным будет этот поток предлагаемых изменений, тем острее будет стоять вопрос о преемственности образа жизни, о сохранении или утрате нашей человеческой и культурной идентичности, о ценностных ориентирах идентификации.
-
В пользу такого прогноза говорит и опыт модернизации образа жизни в развитых странах (в разные эпохи), и взгляд на собственную новую и новейшую историю. Существующая опасность деградации природы и культуры под воздействием технологических и социально-организационных новаций, поиск путей к сбережению жизненных и духовных благ, делающих человека человеком,—одна из ключевых тем мировой гуманитарной науки и публицистики. Заботясь о перспективах дизайна в перестраивающемся, модернизирующемся обществе, о новом этапе развития его проектной культуры, целесообразно, на наш взгляд, обратить особое внимание на его культурно-экологические основы, на проектный смысл проблемы культурной идентичности.
-
В условиях интенсивной модернизации стратегия дизайна, выполняющая лишь функцию компенсации социокультурных последствий технологического или организационного развития, уже не соответствует требованиям жизни. В связи с этим сегодня становятся актуальными по меньшей мере две расширенные стратегии «компенсаторного дизайна».
-
Прежде всего, сам дизайн стал источником своеобразного средового отчуждения. Дизайнерски проработанная среда, если она однообразна, если она ставит человека вне образов традиционной художественной и духовной культуры, вызывает эффекты средового напряжения, утомления и, в конце концов, отчуждения. Так, усредненный «интернациональный стиль», восходящий к раннему «сильному» функционализму, наиболее быстро и легко усваиваемый всеми молодыми течениями дизайна (через образование, пропедевтику), довольно скоро вызывает обратную реакцию. В. Папанек, совершенно справедливо связав этот стиль с тенденцией «рационализации культуры», с «раскол-дованием мира» (по Максу Веберу), подчеркнул своеобразную «обездушенность» этого среднемирового течения дизайна. Во всех развитых течениях дизайна в определенное время вырастает альтернативный дизайн. Его называют по-разному: антифунк-ционалнзмом, метафорическим дизайном или новым дизайном. Однако дело не в названии, а в его новых социокультурных функциях: сегодня помимо способности дизайна к инновациям, к порождению новых эстетических, функциональных и поведенческих качеств усиленно подчеркивается его способность, говоря. языком классической эстетики, к мимесису, к воссозданию в структуре среды каких-то традиционных функций, качеств жизни, бытовых и художественных ценностей.
-
Во-вторых, заглядывая в будущее, следует признать, что судьба дизайна во многом будет зависеть от того, сумеет ли он стать активной творческой и гуманистической силой, способствующей созданию гармоничной структуры образа жизни человека и окружающей его среды. В поисках этой позиции важно отталкиваться не «от последствий», а «от предпосылок» современной технологической культуры, важно не поддаваться соблазнам технофобии и прогрессофобии, а напротив, в методологических основах проектной культуры, в поэтике дизайна вернуться к его потенциальным возможностям и далее выполнять свою гуманистическую миссию.
-
Это путь сближения художественного проектирования с творчеством вообще (и не только с художественным творчеством), с наследованием ценностей художественной и духовной традиции; это понимание проекта как замысла о создании более гармоничного образа жизни. Но это не отказ от дизайна как формы проектной деятельности, а развитие его проектных начал, гуманизация самой проектной культуры. Сегодня, когда так часто вспоминают о генетических связях дизайна с народным искусством, с ремеслом, важно сохранить вкус к проектности, не порвать те тонкие нити, которые связывают дизайн с техническим мышлением, техническим воображением, ибо на вершинах духовного развития техническая мысль и гуманитарное воображение едины.
-
Сказанное о художественно-проектном освоении техники в полной мере относится и к культурно-экологической проблематике дизайна. Здесь важно выбрать концептуальные основания, позволяющие вскрыть проектный смысл культурно-экологических проблем, увидеть в них новую перспективу саморазвития проектной культуры.
-
Предлагаемые технологическим, социально-экономическим или информационно-интеллектуальным развитием структурные инновации каждый раз выступают как вызов, ставящий перед этносом новые исторические задачи. В связи с этим можно сформулировать историко-экологическнй императив этнокультурной идентичности во всех возможных мирах. Суть его можно видеть в том, что в любых предполагаемых обстоятельствах развития, при любых возмущающих воздействиях, условиях и условностях нужно соблюдать основное правило проектной культуры: искать и находить такой поворот событий, такую стратегию проектного освоения предлагаемых обстоятельств, которые служили бы усилению, развитию, а не ослаблению этнокультурной идентичности. Ни одна сторона жизни не должна заведомо исключаться из проектной культуры. Во всем и везде нас должны интересовать сила, а не слабость, преимущества, а не недостатки, средства, а не препятствия, ибо, как сказано, «…от избытка сердца говорят уста». Ссылаясь на употребленное Л. Н. Гумилевым определение исторической судьбы народа, сформулированный императив этнокультурной идентичности можно трактовать также как принцип неизменности исторической судьбы народа в любых предлагаемых обстоятельствах.
-
При таком подходе понятие региональности приобретает отчетливый проектный смысл. Регион буквально есть область обитания, область жизни, а в переносном, метафорическом смысле—почва, «дом бытия», как выразился М. Хайдеггер о языке. В этом втором качестве региональность вовсе не предполагает фиксированное в прошлом времени-пространстве, но означает—при всем постоянстве оседлой жизни—развертывающееся в истории вновь-обретение существа жизни, его проектное переосвоение (редизайн). Это способность возрождаться, вновь рождаться на своей же собственной почве, прививаться в ней и, прорастая, зреть и плодоносить. Заметим, что идея возрождения соединяет в себе мотив вечного возвращения с мотивом исторической новизны и своеобразия. В типологии норм проектной культуры этой идее соответствует миметический дизайн. С экологической же точки зрения совершенно ясно, что возрождение — единственная альтернатива вырождению, что оно есть экологически адекватная форма исторического бытия народа.
-
Миметический дизайн, как культурно-экологический вариант дизайна, главную свою цель видит в способности воссоздавать в облике среды, в ее социально-функциональном устройстве те стили и образы жизни, которые свойственны той или иной региональной, этнокультурной традиции. В этом, на наш взгляд, и состоит смысл часто обсуждаемого сегодня—как на страницах мировой, так и отечественной дизайнерской периодики— вопроса о национальном своеобразии дизайна, об этнокультурной идентичности среды.
-
Еще один актуальный ныне смысл региональности, тесно связанный с предыдущим, заключается в истории культурной жизни региона. К этому слою региональности относятся собственно памятники природы, истории, культуры, обычаи и нравы, устойчивые, архнтипнческие схемы самосознания—словом, псе то, что теперь часто концептуализируется в терминах аксио-логии и образует, следовательно, своеобразную духовную, мысленную среду обитания внутреннего «я» человека, личности, среду, необходимую для его произрастания и во многом независимую от социально-экономических факторов и уровня развития региона.
-
Что более всего важно в этом культурно-экологическом слое региональности? Его прямая связь с гуманитарными и художественными проблемами проектной культуры. На этом уровне рассмотрения признается, что среда является не только вещественным, пространственно выраженным условием жизни населения, но и условием реализации весьма и весьма глубоких сторон человеческой природы. «Каждый человек имеет право на такое пространственное и визуальное окружение, которое обеспечивало бы ему полное развитие и учитывало бы специфику культуры, его породившей» (45).
-
Как видим, по мере перехода от одного слоя понятия региональности к другому вопрос о своеобразии образа жизни и, следовательно, о своеобразии его проектного воплощения приобретает новое звучание. Последовательно рассмотренные нами ландшафтно-экологическая, планировочно-поселенческая, социально-инфраструктурная, этнокультурная и культурно-экологическая составляющие региональности можно выстроить в систему, исходя из наличия признака роста степени сублимированное™ регионального своеобразия, которое, оставаясь реальным, из натурального становится все более смысловым, личностно значимым, духовным. Вопрос о своеобразии постепенно перерастает в вопрос о самобытности, о духовной глубине. В этом же состоит, на наш взгляд, и смысл традиционализма.
-
Можно согласиться с мнением Т. Б. Любимовой, что любая традиция «…может существовать только питаемая конкретным, постоянно воспроизводимым образом жизни народа…», что говорить о «…национальной традиции как о целостном культурном образовании, пронизывающем все сферы социальной и духовной жизни…», можно только тогда, когда среда образа жизни есть вместе с тем и его предание, память. «Так понимаемая культурная традиция,—замечает Любимова,—включает в себя, однако, не только (норму организации повседневной жизни, т. е. сам жизненный ритуал, но и принципы, явные и невыявленные, духовной жизни, познавательной деятельности, художественного творчества, общения между индивидами и группами, отношения личностей и групп… Иными словами, под традицией мы понимаем наравне с более или менее внешними формами ее проявления и общие принципы, которые для данного народа, наверное, имеют большее значение, чем проявления самого жизненного ритуала» (30). Ясно, что при таком понимании традиция начинает становиться частью культуры. Миметический дизайн, проектирование, ориентированное на воспроизводственное отношение к прежним и современным формам жизни, из абстрактной возможности становится тогда вполне осязаемой н чаемой реальностью.
-
Литература
-
1. Адаскина Н. Художник и среда//Проблемы и тенденции советского станкового искусства.—М., 1986.—С. 118—142.
-
2. Азрикан Д. А. Эргодизайн. Проблемы и перспективы//Тех-ническая эстетика.—1987.—№ 3.—С. 17—23.
-
3. Антонов М. Ф. Ускорение: возможности и преграды//Наш современник.—1986.—№ 7.
-
4. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм.— М., 1984.— С. 193.
-
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.— М., 1974—С. 392.
-
6. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями и верованиями родственных народов.—М., 1985.— Т. 1.
-
7. Балашов Ю. В. «Антропные аргументы» в современной кос-могонии//Вопросы философии.—1987.—№ 7.—С. 117—127.
-
8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.—М., 1979.
-
9. Белый А. Ритм и действнтельность//Культура как эстетическая проблема.—М,, 1985.—С. 136—145.
-
10. Генисаретский О. И. Вещь, образ и переживание в художественном проектированниУ/Художественное моделирование комплексного объекта.—М., 1981.
-
11. Генисаретский О. И. Дизайн, городская и проектная куль-тураУ/Дизайн и город.—М„ 1988 (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»).
-
12. Генисаретский О. И. Образ жизни—образ среды//Декора-тивное искусство СССР.—1985.—№ 9.
-
13. Генисаретский О. И. Проектная культура и концептуа-лизм//Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды.—М., 1987.—С. 39—53.
-
14. Генисаретский О. И. Социальное проектирование как средство активной культурной полнтики//Социальное проектирование: методологическая проблематика.—Труды НИИК МК РСФСР.—М„ 1986.
-
15. Генисаретский О. И. Художественные ценности в структуре образа жизни и предметной среды.—М., 1985.—Вып. 1, 2.
-
16. Генисаретский О. И., Гнедовский М. Б., Коник М. А. Художественное проектирование и экологическое сознание//Ис-кусство.—1986.—№6.—С. 22—26.
-
17. Генисаретский О. И., Мидлер А. П. Искусство в системе массовой коммуникаципу/Искусство и научно-технический прогресс.—М., 1973.
-
18. Генисаретский О. И„ Цыркун А. Ф. Свободное время, образ жизни и городская среда: методологическая проблемати-ка//Свободное время при социализме.—М., 1979.
-
19. Глазычев В. Л. От «города-сада» к «экополису»//Архитек-тура СССР,.—1984.—№ 4.—С. 47—49.
-
20. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды.—М., 1984.
-
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.—Л., 1979.— Вып. 1—3.
-
Гумилев Л. Н. Биография научной теории, или автонекро-лог//3намя.—1988.—№ 4.—С. 202—216.
-
Ёсида Мицукуни. О японском дизайне//Японский дизайн. Традиции п современность.—М., 1984.—С. 10—12.
-
Ионин Л. Г. Понимающая социология. Историко-критиче-ский анализ.—М., 1979.—С. 277.
-
Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека.—М.. 1983.—С. 260.
-
Кондратьева К. А. Эстетические концепции современного дизайна и практика художественного проектирования в развитых капиталистических странах//Изобразительное искусство.—Обзорная информация.—Вып. I,—М., 1987.—С. 32.
-
Курьерова Г. Г. Современные тенденции в сфере зарубежной проектно-дизайнерской деятельности.—М., 1987.—С. 16. ,
-
Курьерова Г. Г. Экологическая ориентация в современной проектной культуре Западной Европы//Социально-культур-ные проблемы образа жизни и предметной среды.—М., 1987.—С. 85—89.
-
Лихачев Д. С. Великое наследие.—М., 1975.
-
Любимова Т. Б. Явное вдали, скрытое вблизи//Единство
-
классического искусства и современность.—М., 1988.
-
Найссер У. Познание и реальность.—М., 1981.—С. 230. , Образ жизни в условиях социализма. Теоретические и методологические исследования.—М., 1985.—С. 265.
-
Раппопорт А. Г. Стиль и среда//Декор. искусство СССР.— 1985.—№ 3.
-
Регионализм и проблемы развития культуры в СССР.—М., 1987.
-
Сарагоса Ф. М. На пути к новой этике//Курьер.— 1988.— №.6.—С. 11.
-
Сесюнина М. Г. Потанин и Ядринцев—идеологи сибирского областничества.—Томск, 1984.
-
Соколов М. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода//Современное искусствоведение Запада о классическом искусстве.—М., 1977.—С. 227—249.
-
Фадеева Т. «Европейская цивилизация» и «европейская идентичность»: современные зарубежные пнтсрпретации//Евро-пейский альманах. 1990.—М„ 1990.—С. 169—181.
-
Флоренский П. А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях (§§ 22—40)//Декор. искусство СССР.— 1982.—№ 1.—С. 22—29.
-
40. Флоренский П. А. Макрокосм и микрокосму/Богословские ‘ труды.—М., 1984.—Вып. 24.
-
41. Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия//Трои-це-Сергиева Лавра.—Сергиев Посад, 1919.
-
42. Хейдеггер М. Исток художественного творчествам/Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.—М., 1987. 43 Хан-Магомедов С. О. Стилевое единство или эклектика?//Декор, искусство СССР.—1981.—№ 4.—.С. 19—21.
-
44. Швецова Е. И. Формирование теоретических основ экологии человека как научного направления//Научная деятельность в системе современной культуры.— Новосибирск, 1987.—С, 205—222.
-
45. Шукурова А. Н. Хаос против порядка?//Строительство и архитектура Ленинграда.—1977.—№ 2.
-
46. Якобсон Р. Работа по поэтике.— М., 1987.
-
47. Arguelles J. A. Earth ascending. An illustrated treatise on the low govering whole systems. Boulder—London, 1984.
-
48. Bohin D. Wholeness and implicate order.—L.: Routledge— I Kegan Paul, 1980.
-
49. Jantsct Е., Waddington C. Evolution and conscinsness: Human sistems in transaction. N.—J.: Reading, Addison.—I Wesliey, 1976.
-
-
[1] От servio (лат.) — служить, быть к услугам, заботиться, посвящать себя; servus — слуга, невольник; servator — наблюдатель, хранитель.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.