ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ ИММИГРАНТОВ В ДУХОВНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

31 января – 1 февраля в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялось заседание круглого стола «Проблемы вхождения иммигрантов в духовное и культурное пространство России».
В заседании круглого стола приняли участие более 50 священнослужителей и мирян, представители органов государственной власти, депутаты, представители Российской Академии наук, преподаватели и сотрудники ведущих учебных заведений, журналисты СМИ, студенты.
Особенностью данного круглого стола является широкое представительство регионов России. Кроме Москвы и центральных областей в работе круглого стола приняли участие представители Приморского, Хабаровского, Алтайского, Красноярского краев, Сахалинской, Амурской, Ставропольской областей.
С докладами выступили:
— Генисаретский Олег Игоревич, профессор, руководитель Центра синергийной антропологии ГУ – Высшая школа экономики (РФ, г. Москва), тема выступления: «К стратегии поддержания цивилизационного суверенитета России: этнокультурное, классическое художественное и православное духовное наследие в диалоге цивилизаций»;
— Громыко Юрий Вячеславович, академик РАЕН, директор Института опережающих исследований (РФ, г. Москва), тема выступления: «Программа содействия добровольному  переселению соотечественников  и проблема  роста  самосознания»;
— Крупнов Юрий Васильевич, председатель Партии развития, председатель наблюдательного совета Института мирового развития, советник Российской Федерации 1 класса (РФ, г. Москва), тема выступления: «Укоренение населения на территории России»;
– иеромонах Серафим (Петровский), руководитель Дальневосточного центра при Московской духовной академии (РФ, г. Москва), тема выступления: «Проблемы инкультурации представителей китайской диаспоры в России»;
— Курилов Владимир Иванович, профессор, ректор Дальневосточного государственного университета, Секретарь политсовета Приморского регионального отделения, член Генерального совета партии «Единая Россия» (РФ, г. Владивосток), тема выступления: «Роль образования в социально-культурной адаптации, миграционной политике»;
— Ледович Татьяна Сергеевна, д.э.н., профессор, ректор Института дружбы народов Кавказа (РФ, г. Ставрополь), тема выступления: «Особенности миграционных процессов на Северном Кавказе»;
– Авдеев Юрий Алексеевич, к.э.н., директор института региональных проектов Тихоокеанского института стратегических разработок (РФ, г. Владивосток), тема выступления: «Социально-демографический потенциал Тихоокеанской России и проблемы управления миграционными процессами».
— Анисимов Леонид Иванович, заслуженный деятель искусств России, лауреат гос. премии Японии, директор Академии Станиславского в г. Токио (Япония, г. Токио), тема выступления:«Метакультурный потенциал классического искусства» и многие другие участники; всего — 22 доклада.
Участники круглого стола констатируют, что миграционные процессы сегодня являются важнейшим фактором международных отношений. Миграционная политика становится частью механизма глобальной управляемости, нацеленного на  создание прочной и предсказуемой системы международных отношений перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение.
В этой системе, призванной обеспечить цивилизационное единство, все более важную роль играет строительство наднациональных региональных сообществ, особенно, в зонах межцивилизационного пограничья. Процессы регионостроительства опираются как на стихийные миграционные потоки, так и на целенаправленно конструируемые с помощью крупных многосторонних международных проектов со-развития.
И все же основным событием указанных процессов является вхождение иммигрантов в принимающие сообщества. Оно все более побуждает последние к поискам баланса между автономией личности и общественным порядком, инициирует поиски нравственного консенсуса.
Навязывать ценности и нормы, привычные одному народу, всем остальным – безнравственно и непродуктивно, но ошибочно также признавать равную ценность всех существующих в мире культур и нравственных кодексов. Современная западная идеология включения иммигрантов в принимающие сообщества, опирающаяся на концепт «прав человека» и навязываемая остальному миру, характеризуется убогим релятивизмом, абсолютной толерантностью, безбрежным мультикультурализмом, потакающими допустимости любых этических доктрин. Такой подход значительно затрудняет обеспечение цивилизационного единства, формирования нового мирового порядка.
Альтернативный подход был провозглашен от имени самобытной русской цивилизации в «Декларации о правах и достоинстве человека» X Всемирного Русского Народного Собора в 2006 г. В его основе лежит положение о том, что содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью, что права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью, что существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. В Декларации заявлено о стремлении к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей,  утверждается, что такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем.
Этот подход может быть определен как метакультурный, т.е. основаный на осознании собственной культуры в отношениях к иным культурным традициям. Вместо принципа мультикультурализма здесь провозглашается интеркультурализм, что позволяет перевести этнические отношения на новый уровень.
Однако инновационный подход требует соответствующего инфраструктурного обеспечения, в частности, в сфере миграционной политики на основе соработничества государственных органов, Русской Православной Церкви, образовательных и культурных институций.  Вместе с тем,  важнейший документ в области миграционной политики – Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом – не предусматривает такого взаимодействия, возложив на уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Федерации ответственность «за содействие адаптации и интеграции переселенцев», а также по «предупреждению и снижению рисков».
Приходится констатировать, что на сегодняшний день исполнительная власть регионов не достаточно знает особенности этнокультурной среды, поддерживающей местную традицию, фактически не владеет методами ее защиты и развития. Крайне сжатые сроки, в которые проходили разработка и согласование проектов региональных программ переселения, а также отсутствие института этнокультурной экспертизы не позволили  учесть ряд важнейших факторов, определяющих нынешнее и будущее состояния этнокультурной среды, прежде всего, пограничных регионов РФ.
В современной России отсутствуют специализированные центры кросскультурного со-развития, альтернативные зарубежным центрам мультуркультурализма и призванные содействовать включению иммигрантов в  духовное и культурное пространство России путем использования и координации мощных потенциалов институтов Русской Православной Церкви, образования и культуры. Вместе с тем, создание таких центров особенно важно в зонах межцивилизационного пограничья: на Северо-Западе, на Кавказе, на Юге Дальнего Востока.
Очевидно, что формирование инфраструктуры для реализации нового подхода в области включения иммигрантов в духовное и культурное пространство России невозможно без специальных Федеральных программ, без соответствующего государственного заказа. Нынешние попытки разработки программы этнокультурного развития регионов, к сожалению, игнорируют подход, заявленный в «Декларации о правах и достоинстве человека» X Всемирного Русского Народного Собора.
Признавая ключевую роль Русской Православной Церкви в решении вопросов вхождения иммигрантов в культурное и духовное пространство России, участники круглого стола считают необходимым:
1.    Для осуществления полноценной этнокультурологической экспертизы в целях предупреждения распада общности населения, провоцируемого различными видами управленческой деятельности, связанной с межкультурным взаимодействием, необходимо создание в регионах,  для которых проблема миграции является наиболее актуальной, координационных советов из представителей Русской Православной Церкви, государственных органов, научных, культурных и образовательных учреждений.
2.    Инициировать в регионах, относящихся к зонам межцивилизационного пограничья, создание специальных Центров кросскультурного со-развития, в задачи которых будет входить подготовка программ, проектов и методических материалов для органов государственной и муниципальной власти, федеральной миграционной службы, научных, образовательных и культурных учреждений, а также бизнеса, имеющих дело с мигрантами и гражданами других стран.
3.    Учитывая геополитическое положение, перспективу саммита глав государств АТЭС в 2012 г. во Владивостоке, а также накопленный опыт работы во Владивостокской епархии, рекомендовать в качестве первоочередного создание центра кросскультурного со-развития на базе ведущих образовательных, научно-аналитических и культурных учреждений Приморья, объединившихся в Ассоциацию поддержки развития человеческих ресурсов в 2006 г.
4.    В качестве принципов работы с мигрантами и гражданами других стран мы предлагаем использовать метакультурный подход, который вполне соответствует «Декларации о правах и достоинстве человека». Первым объектом метакультурного диалога должны стать культурные элиты стран, из которых исходят мигранты.
5.    Активно содействовать открытию зарубежных центров изучения русского языка и культуры и реализации различных культурных программ (прежде всего в сфере науки и искусства), активнее использовать возможности российских диаспор за рубежом, что значительно упрощается с завершением процесса объединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей.
6.    Считать наиболее эффективным инструментом метакультурного диалога введение курса Основ православной культуры как в учебных заведениях, обучающих иностранцев, так и в российской системе образования всех уровней, ибо эффективный диалог населения России с иммигрантами затруднителен из-за недостаточного осознания собственной культуры во всей ее полноте, основа которой находится в духовной составляющей. Вводимые программы изучения ОПК обязательно должны делать акцент на осознании собственного духовного и культурного богатства и необходимости донесения его до иммигрантов.
7.    Обратить внимание на необходимость широкого обсуждения проекта Концепции государственной миграционной политики России. Организовать публикацию и обсуждение альтернативных вариантов Концепции.
8.    Организовать общественную поддержку реализации Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Способствовать участию представителей общественности и Русской Православной Церкви в разработке и реализации региональных программ переселения, в частности, в работе межведомственных комиссий по программам в субъектах Федерации.
1 февраля, ПСТГУ, г. Москва.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий