ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БУДУЩЕГО МИРОПОРЯДКА

Источник публикации: Архив Акции «Возрождение»

Известный российский историк М.Гефтер назвал складывающийся нане мировой порядок «миром миров», имея в виду, что возникающий на наших глазах мир все более диверсифицируется и уже в ближайшем будущем станет состоять из множества синхронно связанных, но все же достаточно независимых миров, сохраняющих свою конфессиональную, культурную и этническую идентичность.
Ситуация человека в проявляющемся мире миров все более противоречива, парадоксальна и достаточно часто — абсурдна.
Чем интенсивней связанность отдельных миров в Мире, тем острее у человека чувство общей для всех этих миров современности, тем глубже сам человек индивидуализируется, высвобождаясь от принудительных и казавшихся ранее естествеными родовых связей (этнических, культурных или конфессиональных), но также и … теряя прежние опоры своей идентичности.
Новизна этой ситуации состоит, на взгляд авторов, в том, что речь идет не просто об эффектах, являющихся следствием ослабления названных родовых связей, но о риске утраты человеком той своей человеческойидентичности, что была характера для так называемого «осевого времени» (начиеая примерно с 5 в. до н. э. и вплоть до середины 19 в.).
Впрочем, те, кто являются — по разным причинам — историческими оптимистами, полагают, что человечество вступает в новое осевое время, неопределенной, но столь же эпохальной длительности. Пусть так, но это не снимает названной нами ситуации риска, поскольку в любом случае речь идет о серьезной антропологической трансформации, в ходе которой возможна, говоря словами М.Мамардашвили, «антропологическая катастрофа» — варваризация значительной части человечества, утрата ею достигнутой в истории духовной и культурной развитости (при сохранении или даже наращивании материально-технологической цивилизованности).

Смотря в будущее с надеждой, мы все-таки должны помнить, что архаические структуры бессознательного неустранимы из человеческой природы (и в этом смысле человек ввсегда остается потенциальныи варваром).
Бессознательному присущь универсаленый механизм проекции, то есть переноса на Другого негативных сторон своей человеческой природы, механизм, являющийся источником агрессии и деструкции, нахождения «чужих» и «врагов».
В предыдущее осевое время различные культуры и религии выработали свои достаточно эффективные способы обращения с бессознательными процессами и сублимирвания негативных энергий, а на их основе сформировали свои образы «совершенного человека» — то есть такие фигуры человечности и такие человеческие практики, которые способствовали появлению духовно и культурно свершившихся людей.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий